С помощью искусства организация Artolution борется с гендерным насилием в период пандемии COVID-19 и исцеляет шрамы геноцида в крупнейшем лагере беженцев
Три года назад Макс Фридер, основатель Artolution, совершил первый из пяти продолжительных визитов в лагеря беженцев Кутупалонг и Балукхали в Бангладеше, где проживают более миллиона представителей народа рохинджа, которые были вынуждены бежать, чтобы спастись от длящегося десятилетиями геноцида со стороны правительства Мьянмы. Фридер провел шесть недель в поиске художников среди местного населения. Однако изо дня в день он получал один и тот же ответ: художников в лагере нет, их просто не существует.
«Я сказал, «этого не может быть, художники есть в каждой культуре», но, как выяснилось, в Мьянме представителям народа рохинджа запрещено заниматься творчеством. Казалось, что я разговариваю с евреями, сбежавшими из гитлеровской Германии. Жители рассказали, что поначалу им разрешали изучать только некоторые дисциплины, а позднее и вовсе ни одной. Затем им запретили вступать в браки. В 1982 году в Мьянме приняли закон о гражданстве, в котором указывалось, что в стране официально существует 172 этнических группы. О рохинджа в этом законе сказано не было, поэтому никаких прав они не имеют».
В конце концов Фридеру удалось встретиться с художниками. Один рисовал что-то угольком на мусорке, пока его семья пряталась. Другой утаил, что является одним из рохинджа, пошел в школу и научился рисовать диаграммы. Третий самостоятельно учился танцевать брейк-данс, в укрытии.
«Такие истории нельзя выдумать», — говорит Фридер, который получил степень доктора педагогических наук в области искусства и художественного образования в мае.
Сложно представить себе такого человека, как сам Фридер, или организациюArtolution, сооснователем которой он является. Эта некоммерческая организация помогает создавать искусство беженцам, уличной молодежи, заключенным, людям с ограниченными возможностями, а также молодежи, проживающей в местах вооруженных конфликтов или чрезвычайной бедности. Artolution активно работает в восьми регионах мира и осуществляет крупные проекты в лагерях беженцев и принимающих общинах в Уганде, Колумбии, Иордании и Бангладеше. Фридер лично возглавил проект в Бангладеше, сформировав команду визуальных художников и музыкантов из народа рохинджа, которые создают культурно значимые произведения искусства на тему прав человека, гендерного насилия, отношений между принимающей стороной и беженцами и (что особенно важно сейчас, в период пандемии COVID-19) общественного здравоохранения.
Ссылка скопирована в буфер обмена.